Понятие старообрядцы возникло на Руси в конце XVII века, когда часть верующих
не согласилась с новшествами, введенными на церковном соборе 1666-1667 годов, и
продолжала осуществлять богослужения по старым обрядам. Со временем старообрядцы
разделились на два основных течения: поповцы, т.е. приемлющее священство,
и беспоповцы, т.е. священство не признающих.
В свою очередь эти течения также разделились на целый ряд направлений.
Находясь в оппозиции
официальной православной церкви, старообрядцы на протяжении всей своей истории
подвергались гонениям. Однако временами государственная власть проявляла к
ним относительную терпимость, что позволило вполне официально существовавать
целому ряду различных общин старообрядцев.
Крупнейшими старообрядческими общинами в Москве являются Рогожская и
Преображенская общины.
Рогожская старообрядческая община ведет свою историю с 1771 года,
когда за Рогожской заставой было основано кладбище для захоронения старообрядцев,
умерших во время эпидемии чумы в Москве. Кладбище получило название Рогожского.
Учитывая большой вклад старообрядцев
в борьбу с эпидемией чумы в Москве, Екатерина II разрешила
старообрядцам-поповцам строительство вблизи кладбища двух
своих храмов.
В дальнейшем здесь сложился целый поселок старообрядцев.
(Кстати, эти места до сих пор носят название Рогожский поселок.)
В 1856 году, в пору гонений на старообрядцев, богослужения в храмах Рогожской общины
были прекращены, и алтари храмов были опечатаны. Церковные службы были
возобновлены лишь в 1905 году.
В 1911 году при Рогожской общине был открыт особый старообрядческий
богословско-учительский институт.
В 1920-30-х годах Рогожская община подверглась гонениям, однако
сумела выжить и существует и поныне.
Адрес комплекса старообрядческой Рогожской общины - Рогожский поселок, 29.
Добраться сюда довольно просто на общественном транспорте от станции метро "Марксистская".
Первое, что поражает каждого пришедшего сюда, - это
церковь-колокольня
Воскресения Христова. Построенная в 1906-1912 годах по проекту архитектора
Ф.И. Горностаева колокольня является одним из самых необычных храмов
Москвы. Кстати, эта колокольня всего на 1 метр ниже колокольни Ивана Великого
в Кремле, т.е. её высота около 80 м. В середине
1920-х годов с колокольни были сняты колокола,
а в 1933 году церковь Воскресения была закрыта.
Церковь была вновь открыта в 1947 году, но уже под именем Успенской.
В 1990 году на колокольню подняли 260-пудовый колокол,
снятый с нее в начале 1930-х годов, и колокольня вновь "заговорила".
Главным храмом Рогожской старообрядческой общины является Покровский собор.
Покровский собор был построен в 1790-1792 года по проекту архитектора М.Ф.Казакова.
Внутри собора находится богатейшее собрание старинных русских икон.
Церковь Рождества Христова была построена в 1804 году по проекту И.Д.Жукова.
В 1929 году церковь была закрыта. Ее здание было перестроено, была снесена вся
верхняя часть храма. В здании церкви Рождества Христова в разное время размещались
столовая, склад, фабрика и даже база игральных автоматов.
В настоящее время здание передано старообрядческой общине, началась его реставрация.
Церковь Рождества Христова
Резиденция митрополита
Никольская церковь
К югу от церкви Рождества Христова находится небольшое здание, которое
является резиденцией старообрядческого митрополита Московского и всея Руси.
Кстати, в настоящее время старообрядческим митрополитом Москвы и всея Руси
является Алимпий.
На территории Рогожского поселка находится и Никольская церковь (церковь
Николая Чудотворца). Никольская церковь
была построена в 1776 году и первоначально принадлежала
Рогожской старообрядческой общине. Однако в 1854 году церковь была передана единоверцам.
(Единоверцы совершали богослужения по старому обряду, но подчинялись в иерархическом
отношении официальной церкви.) Современный вид Никольская церковь приняла
после перестройки 1863-1866 годов. Сейчас это православная церковь.
Преображенская старообрядческая община также ведет свою историю с 1771 года,
когда во время эпидемии чумы старообрядцам-беспоповцам под кладбище были переданы земли
за Преображенской заставой. В дальнейшем около этого кладбища, получившего название
Преображенского, и сложилась Преображенская община старообрядцев-беспоповцев.
Основателем этой общины считается купец И.А.Ковылин.
В 1784-90 годах здесь была построена Успенская церковь. В начале XIX века на территории общины
сформировались отдельные мужская и женская обители, разделяла
которые дорога на Преображенское кладбище. В 1806 году обители были обнесены каменными стенами с башенками.
В 1811 году была возведена Крестовоздвиженская церковь (церковь Воздвижения креста Господня).
В 1876-79 годах была возведена колокольня Успенской церкви.
Крестовоздвиженская церковь
Успенская церковь с колокольней
При Николае I, в период притеснения старообрядцев, в 1854 году Успенская церковь была преобразована
в единоверческую. Здесь был освящен придел св.Николая, по которому церковь стали называть Никольской.
В 1866 году на территории мужской обители был создан Никольский единоверческий монастырь.
Оставшаяся у старообрядцев обитель стала называться Преображенским богадельным домом.
После Октябрьской революции Никольский единоверческий монастырь был закрыт, в помещениях монастыря
разместились различные учреждения. В 1930-е годы была уничтожена значительная часть стен, окружавших обители.
Часть территории бывшего монастыря была передана Преображенскому кладбищу.
Существенно пострадала и старообрядческая община.
Например, и сейчас часть территории бывшего Преображенского
богадельного дома занимает Преображенский рынок.
В настоящее время Преображенская старообрядческая община вновь возродилась. Сейчас она занимает
почти все корпуса бывшего Преображенского богадельного дома и Крестовоздвиженскую церковь.
Адрес Преображенской общины: Преображенский вал дом 17.
Успенская (Никольская) церковь, имеющая адрес Преображенский вал дом 25, в настоящее
время разделена на две части: старообрядческую и православную.