Лхаса Тсетанг Озеро Гуантзе Шигатзе Самуе

За окном самолета...

  ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
  Своё путешествие в Тибет мы начнём в столице Непала - Катманду. Отсюда до тибетского аэропорта Гонггар (Gonggar) примерно полтора часа лёта. Самолет летит над Гималаями и в хорошую погоду вид просто потрясающий.
  В аэропорту Гонггар нас уже встречают. Надо отметить, что вообще добраться из аэропорта, например, до Лхасы очень просто: ходит рейсовый автобус, наперебой предлагают свои услуги "частники" на микроавтобусах и даже джипах. От Гонггара до Лхасы 95 км, и через каких-нибудь два часа мы уже можем быть в Лхасе, городе ставшем легендой, но ... мы проедем эти же два часа совсем в другую сторону. Мы поедем в город Тсетанг. Дорога идет на восток вдоль реки Брахмапутра. Да-да, известная всем индийская Брахмапутра является главной рекой Тибета. Правда, называется она здесь Ярлунг-Тсангпо.

  ТСЕТАНГ (Tsetang), расположенный на высоте 3550 м, сам по себе мало интересен.
Долина реки Ярлунг
Долина реки Ярлунг
  Монастырь Тсетанга, основанный в середине XIV века, в годы "культурной революции" (1966-68) был полностью разрушен. Однако Тсетанг является своебразными воротами в долину реки Ярлунг (Yarlung Valley), на берегах которой он расположен, а долина этой реки считается колыбелью тибетской цивилизации. Именно здесь в середине III века возникло, если следовать тибетской традиции, первое тибетское государство. А в VII веке правитель этой области Согзен Гампо (Sogtsen Gampo), объединил под своей власью весь Центральный Тибет. Именно тогда возникло первое централизованное тибетское государство, столицей которого стала Лхаса. Более того, вблизи Тсетанга находится священная для всех тибетцев гора Гангпо Ри (Gangpo Ri) высотой 4130 м, являющаяся по легенде местом рождения первых тибетцев. На склоне этой горы, в пещере, которая носит теперь название Обезьянья Пещера (Monkey Cave), медитировал, как гласит легенда, в образе обезьяны ботхисатва Авалокитешвари. Здесь его увидела женщина-демон Симпо, которой удалось соблазнить ботхисатву. В результате этой связи родилось шестеро детей, которые и стали родоначальниками тибетского народа.

  ДЕНЬ ВТОРОЙ
  Утром отправляемся по дороге вдоль реки Ярлунг на юг. Первая наша остановка - это монастырь Трандрук (Trandruk ) в 7 км от Тсетанга. Трандрук - самый старый буддистский монастырь в Тибете. Ямбуланганг Его основание относят ко времени правления Сонгзена Гампо. Монастырь был сильно поврежден во время "культурной революции", но в настоящее время восстановлен.
   Ещё несколько километров к югу и мы подъезжаем к подножью одной из известнейших достопримечательностей Тибета - башни Ямбуланганг (Yumbulangang), возвышающейся над долиной реки Ярлунг. Ямбуланганг считается старейшим сооружением в Тибете. Его основание относится ко времени первых королей долины реки Ярлунг. По общему мнению, Ямбуланганг был построен как королевская резиденция и его облик в то время существенно отличался от сегодняшнего. То, что можно увидеть сегодня, - более позднего происхождения.
Надгробие    Из Ямбуланганга наш путь лежит в город Чонгу (Chongye), находящийся на расстоянии 27 км к югу от Тседанга. Сначала мы немного возвращаемся назад, а затем сворачиваем на дорогу, идущую вдоль реки Чонгу, притока Ярлунга. В окрестностях Чонгу находятся могилы первых королей Ярлунга, поэтому эти места называют Долиной Королей. Время не пощадило надгробья. Даже их идентификация подчас затруднена. И всё же десяток надгробий различается достаточно ясно. Это одни из немногих памятников добуддистской культуры Тибета.

  Затем возвращаемся в Тсетанг, чтобы оттуда поехать в монастырь Самуе (Samye). Монастырь Самуе расположен на другом берегу реки, поэтому нам приходится воспользоваться паромом. Затем ещё минут 20-25, и мы у стен монастыря. Самуе считается старейшим монастырем в Тибете, его основание относят ко второй половине VIII века. За время своего существования монастырь неоднократно разрушался и восстанавливался вновь. Серьёзно пострадал он и во время "культурной революции", но в настоящее время опять восстановлен и вновь впечатляет своим чудесным видом.
   После посещения Самуе возвращаемся в Тсетанг.

  ДЕНЬ ТРЕТИЙ
  Утром покидаем долину реки Ярлунг. Мы едем по уже знакомой нам дороге на запад. Проезжаем поворот на паромную переправу в Самуе, проезжаем Гонггар и вот мы на развилке: направо - дорога на Лхасу, налево - в город Гуантзе. Мы поворачиваем налево - мы едим в город Гуантзе. Дорога проходит через перевал Камбала (высота 4794 м) и почти два часа идёт вдоль озера Ямдрок-Cо (Ymdrok Tso). Вид на озеро, лежащее на несколько сотен метров ниже дороги, просто потрясающий. Озеро Ямдрок-Со является четвертым по величине озером в Тибете. Его площадь - 624 кв.км. Проезжаем небольшой городок Нангатзе(Nangatse), и дорога поворачивает в сторону от озера, на запад, в Гуантзе. Преодолеваем еще два перевала - Карола (высота 5010 м) и Симала (4380 м). Вся дорога от Тседанга до Гуантзе (а это более 290 км) занимает почти десять часов.

  ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ
  ГУАНТЗЕ (Гьянтзе,Gyantse), находящийся на высоте 3950 м, традиционно считается третим по величине и значению городом Тибета. Важнейшей достопримечательностью Гуантзе является ступа Кумбум (Kumbum), поднимающаяся вверх на 65 м. Кумбум находится в монастыре Пелкор Чоде (Pelkor Chode), расположенном на окраине Гуантзе. Монастырь был основан в 1418 году, а строительство ступы Кумбум относят к 1440 году.

  Определенный интерес представляет дворец-крепость XIV века, возвышающаяся над городом. Крепости такого рода носят в Тибете название "дзонг". В конце 1903 года крепость Гуантзе более месяца Гуантзе выдерживала осаду, английских войск, вторгшихся в Тибет . И хотя в конце концов в августе 1904 года английские войска вступили в Лхасу, закрепиться в Тибете англичанам не удалось. С тех пор Гуантзе в Тибете иногда называют "городом героев".
  Далее наш путь лежит в город Шигатзе, до которого 95 км.
  Не доезжая 19 км до Шигатзе, сворачиваем налево, чтобы посетить небольшой монастырь Шалу (Shaly, Zhaly), находящийся в 4 км от дороги Гуантзе-Шигатзе. Монастырь был основан в XI веке. После осмотра едим в Шигатзе.

  ДЕНЬ ПЯТЫЙ
  ШИГАТЗЕ (Shigatse, Xigatse), расположенный на высоте 3900 м, второй по величине город Тибета. Его население - около 50 тыс. человек. Шигатзе является центром исторической области Тсанг (Tsang). Одно время Шигатзе был даже столицей Тибетского государства. В настоящее время это административный центр одноименной префектуры. Главной достопримечательностью Шигатзе является монастырь Ташилунпо (Tashilunpo).
Монастырь был основан в 1447 году первым Далай-ламой. Здесь в монастыре и находятся его останки. В Ташилунпо находится 26-метровая золотая статуя будущего Будды, так называемого, Майтрейя. Статуя была сделана в 1914 году. Монастырь Ташилунпо служит резиденцией для Панчен-ламы, второго (после Далай-ламы) лица в тибетской духовной иерархии. Последний Панчен-лама скончался в 1989 году. Его могила также находится в монастыре.
    В 1959 году во время антикитайского восстания была разрушена крепость Шигатзе, которая была одной из достопримечательностей города. Во времена, когда Шигатзе был столицей Тибета, здесь находилась королевская резиденция. В настоящее время от крепости остались лишь развалины. Только старая фотография сохранила нам её вид.
  После осмотра Шигатзе отправляемся в Лхасу. От Шигатзе до Лхасы -около 250 км. Весь путь занимает около 6 часов, и в Лхасу прибываем уже поздно вечером.


    ДЕНЬ ШЕСТОЙ
  
ЛХАСА (Lhasa) - столица Тибета, центр Тибетского автономного района и центр исторической области У (U). Город расположен на высоте 3680 м в долине реки Ки-чу (Kyi-Chu), притока Брахмапутры. В середине VII века Сонгзен Гампо (Songsten Gampo), объединивший под своей властью Центральный Тибет, сделал Лхасу своей столицей. Однако в начале X века Лхаса потеряла своё значение, и её возрождение началось лишь в середине XVII века, когда Пятый Далай-лама перенёс сюда свою столицу. С тех пор Лхаса административная и духовная столица Тибета. После вхождения Тибета в состав Китайской Народной Республики в 1949 году город вырос в несколько раз. Историческая часть в настоящее воемя составляет не более 3% всей площади города. Население Лхасы в настоящее время составляет более 200 тысяч человек, причем доминируют китайцы. Чисто тибетские кварталы сохранились лишь в восточной части города.
  Главной достопримечательностью Лхасы является дворец Потала (Potala), бывший в течение многих лет резиденцией Далай-ламы. Дворец Потала стоит на холме Марпо-Ри   (Marpo Ri, Красный холм, в переводе на русский), возвышающемся над Лхасой на 130 метров. Свое название дворец получил в честь горы Потала в Южной Индии. "Потала" на санскрите означает "Обитель бога".    Считается, что на этом месте в VII веке стоял дворец основателя единого тибетского государства - Сонгзена Гампо. Однако от того первоначального дворца практически ничего не осталось.  Нынешний дворец был построен в 1645-1694 годах для Пятого Далай-ламы, который вернул Лхасе статус столицы Тибета. С 1653 года Потала становится резиденцией Далай-ламы. Правда, с 1755 года, когда был построен загородный дворец Норбулинка, Далай-лама находился во дворце Потала лишь зимой.
   Дворец Потала - это огромное монументальное здание, высота которого более 110 м. Его размеры: с запада на восток - 360 м, с юга на север - 270 м. Занимаемая им площадь составляет 360 тыс. кв. м. Здание дворца четко разделяется на две части: нижнюю - Белый дворец (Portrang Karpo), и верхнюю - Красный дворец (Portrang Marpo). Белый дворец был построен в 1645-53 годах. Красный дворец был возведен позднее - в 1690-94 годах. Последующие Далай-ламы вносили свои изменения в здание дворца. Особенно существенным переделкам, дворец подвергся в 1922 году при 13-ом Далай-ламе, когда Красный дворец, например, был надстроен на два этажа.
Вход во дворец
На крыше дворца
  Вход во внутренние помещения Поталы находится в Красном дворце. Всего во дворце - около 1000 различных помещений, расположенных на 13 этажах. Самыми большими помещениями дворца являются Западный зал, или Sixipuncog, имеющий площадь 725 кв. м, и Восточный зал, или Coqenxag, площадью 717 кв. м. (Следует отметить, что эти названия носят весьма условный характер, так как Западный зал находится в Красном дворце, а Восточный - в Белом.). В Западном зале проходили важнейшие политические мероприятия. Здесь находится трон Шестого Далай-ламы. Восточный же зал использовался для мероприятий религиозного характера.
   Кстати, апартаменты самого Далай-ламы находились на седьмом (последнем) этаже Белого дворца.   Особо следует отметить Святилище принца Дхармы и Pagbalhakang. Считается, эти помещения - остатки дворца Сонгзена Гампо. В святилище принца Дхармы, подчеркивая эту связь, находятся статуи Сонгзена Гампо и лиц из его ближайшего окружения.
   В Потале в специальных гробницах, которые называют здесь "чортены" (chorten), покоятся остатки всех Далай-лам, начиная с Пятого, кроме   Шестого.  Самая внушительная гробница у Пятого Далай-ламы. Это огромное сооружение содержит 3700 кг золота. Внушительный вид имеет и гробница Тринадцатого Далай-ламы.
Западный зал
Гробница 5-ого
Далай-ламы
Гробница 13-ого
Далай-ламы
Сонгзен Гампо
и его окружение
   С 1653 года Потала была бессменной резиденцией Далай-ламы. В марте 1959 года, после неудачного выступления против китайцев, оккупировавших Тибет, последний Четырнадцатый Далай-лама бежал в Индию, где и находится до сих пор. После этого дворец долгие годы стоял закрыт. В 1989-94 годах во дворце были проведены масштабные реставрационные работы. В настоящее время во дворце Потала открыт музей. Правда, для посещения открыто лишь очень небольшое количество помещений. Во дворце находится огромная коллекция буддийских реликвий: одних статуй Будды - здесь около 10 тысяч.

   В двух километрах от дворца Потала находится ещё одна важная достопримечательность Лхасы храм Джоханг (Jokhang), расположенный в самом центре тибетской части города на площади Баркор (Barkhor). Основан Джоханг был ещё в VII веке Сонгзеном Гампо в честь своей непальской жены принцессы Брикити (Bhrikiti). От здания той эпохи практически ничего не осталось, сегодняшний Джоханг был построен в XVII веке при пятом Далай-ламе. Храм сильно пострадал во время "культурной революции" в Китае, однако сейчас он восстановлен и является самым посещаемым храмом Тибета.




  Одновременно с Джохангом был основан храм Рамочи (Ramoche). Он был основан также Сонгзеном Гампо в честь своей другой жены китайской принцессы Вен-Чен (Wencheng). Построенный первоначально в китайском стиле, в середине XV века Рамочи был перестроен в тибетском стиле. Храм Рамочи очень сильно пострадал во время "культурной революции" и до сих пор ещё полностью не восстановлен.


   Ещё одной достопримечательностью Лхасы является дворцовый комплекс Норбулинка (Norbulingka), расположенный в западной части города. Основанный в 1755 году седьмым Далай-ламой как его летняя резиденция, Норбулинка был существенно расширен в последующие годы. В настоящее время в состав комплекса входит несколько дворцов, причём последний из них, так называемый, Новый летний дворец, был построен в 1954-56 годах четырнадцатым Далай-ламой. На территории комплекса находятся даже пруд, выкопанный при восьмом Далай-ламе, и зоопарк. Общая площадь дворцового комплекса около 40 гектаров.
Дворцы Норбулинка серьёзно пострадали в 1959 году во время антикитайского восстания, но в настоящее время восстановлены.

   В 1994 году дворец Потала был включен в список памятников мирового значения ЮНЕСКО. В 2000 году в этот список был включен и храм Джоханг.
   С 1993 года действует Tibet Heritage Fund, ставящий своей целью сохранение культурного наследства Тибета. Фонд взял под свою охрану 76 зданий в старой части Лхасы (Потала и Джоханг, естественно, не входят в их число). По сведениям этого фонда всего в городе нуждаются в охране около 200 зданий. По информации того же фонда, примерно такое же количество зданий, имеющих историческую ценность, было уничтожено в Лхасе за последние годы.
  Вместе с тем в 1991 году в Лхасе появилась еще одна достопримечательность - монумент Золотой як, построенный китайскими властями в ознаименование 40-летия так называемого "освобождения" Тибета.

   ДЕНЬ СЕДЬМОЙ
   Этот день мы посвятим посещению монастырей, находящихся в окрестностях Лхасы.
   Сначала мы отправимся в монастырь Дрепанг, находящийся в 8 км к западу от центра города.
  Дрепанг (Drepung) был основан в 1416 году . В 1530 году при втором Далай-ламе в монастыре был построен дворец Ганден (Ganden), который стал резиденцией Далай-ламы. Лишь в 1647 году Далай-лама переехал в Лхасу в дворец Потала. В монастыре находятся останки второго, третьего и четвертого Далай-лам. Дрепанг был одним из крупнейших монастырей мира. В отдельные времена в нём было до 10 тысяч монахов. В настоящее время здесь около 500 монахов.
   В пяти минутах ходьбы от Дрепанга расположен небольшой монастырь Нечанг(Nechung), где до 1959 года находился Государственный оракул Тибета.

   Монастырь Сера (Sera) находится в 5 км к северу от центра Лхасы.
   Монастырь основан в 1419 году и был одним из крупнейших - численность монахов в нём доходила до 5 тысяч человек, сейчас их здесь немногим более сотни. В монастыре находится девятиметровая статуя Майтрейи. Сера является важнейшим буддистским учебным центром.

    Монастырь Ганден (Ganden) находится в 40 км к востоку от Лхасы на высоте 4500 м. Основан он был в 1417 году. Это также был очень крупный монастырь, число монахов в котором доходило до 3 тысяч. Монастырь был практически полностью разрушен в годы "культурной революции"(1966-68), но в настоящее время восстановлен. В монастыре сейчас более двухсот монахов.

  ДЕНЬ ВОСЬМОЙ
  Утром мы покидаем Лхасу и отправляемся в Гонггар. Ещё несколько часов, и мы покидаем Тибет, чтобы вернуться в Катманду. Наша поездка в Тибет закончилась.
 Конечно, мы осмотрели лишь небольшую часть Тибета. Вне нашего внимания остались, например, такие известные монастыри, как Сакья (Sakya) и Ронгбук (Rohgbuk). И всё же - мы были в Тибете!

ПЕРЕХОД НА ПРЕДЫДУЩУЮ СТРАНИЦУ
Hosted by uCoz